Интервью с нашим педагогом – Фроловой Ольгой

Игра в учебе: вредит или помогает?

Педагогический путь Ольги Владимировны начался на радио, где она создала детскую рубрику на вечернем шоу. Потом Ольга Владимировна работала в event-агентстве и детском саду. В 2019 году оказалась в команде CareMyBaby.
Сегодня мы беседуем с педагогом о геймификации образования.

Что это вообще такое? Почему играть на уроках не просто можно, а нужно? Есть ли возрастные ограничения у образовательных игр? Ответы на эти и другие вопросы — в новом интервью!
1) Расскажите, пожалуйста, о себе и своем опыте в педагогике.

Поняла, что мне нравится взаимодействовать с детьми еще во времена студенчества. Когда училась на журфаке и работала на полставки радиокорреспондентом. Я занималась подготовкой материалов для вечернего шоу: соцопросы, комментарии прохожих, запись, монтаж... Так появилась идея дополнить рубрику мнением дошкольников, где бы дети обсуждали серьезные темы.

Нашла детский сад недалеко от редакции и ходила туда каждую неделю. Мы собирались с ребятишками в беседке на улице, разговаривали и фантазировали. Рубрика стала успешной, а я обрела удивительный опыт. Были репортажи из роддома (да-да, прям из родильного зала), работа с детдомами, мероприятия для детей с особенностями.

Параллельно я работала в event-агентстве, а также выступала с коллективом за небольшой гонорар в музыкальных барах. Однажды мне предложили роль Снегурочки и сшили костюм. До сих пор каждый год, словно по волшебству, я откладываю все свои дела и на две недели превращаюсь во внучку Деда Мороза.

После получения диплома журналиста, отправилась за дипломом педагога. Я люблю детей, а дети любят меня, почему бы и нет? Получила второе образование и устроилась в детский сад. А потом захотела проводить занятия с детьми онлайн. Это так необычно: через расстояния, часовые пояса, языковые барьеры давать знания.

В 2019 году я отправила резюме в CareMyBaby, и для меня открылась новая дверь. У руководителей оказался очень профессиональный и современный взгляд на образование. Здесь учатся не только дети, но и педагоги. Я, например, веду комплексное развитие и музыкальные занятия.

Преподавать офлайн тоже продолжаю: работаю музыкальным руководителем в двух детских садах в Санкт-Петербурге, веду группы раннего музыкального развития «Мама и малыш», организовываю театрализованные детские мероприятия. Еще сочиняю и исполняю на гитаре песни для детей.
Моя работа – это подача знаний через призму волшебства, эмоций и творчества. И без игры, персонажей, реквизита здесь не обойтись.
2) Как вы считаете, какое место занимает игра в обучении детей?

Игра может стать не только средством отдыха, а полноценным обучающим процессом.

Развивающие игры – самые естественные и мотивирующие методы обучения для детей. Занятия становятся увлекательными и обеспечивают качественное освоение знаний и навыков.

Например, те знания, которые ребенок сегодня вызубрил — он может забыть через несколько дней. А то, что освоил в развивающей квест-игре, сказочном приключении или увлекательной викторине — он запомнит на всю жизнь.
Согласитесь, разница большая: будет ваш ребенок выполнять скучные однотипные тесты или отправится в космическое путешествие и узнает в нем про солнечную систему. Или попадет в музыкальную страну, где раскроет тайны скрипичного ключа. Игра воспринимается детьми, как очень важная и полная смысла деятельность.

Когда занятия проходят увлекательно, дети ждут с нетерпением урока и готовы заниматься несколько часов подряд, хотя до этого не могли усидеть и 15 минут. Благодаря развивающим играм формируется позитивное отношение к учёбе.
3) Объясните, что такое геймификация образования? Кто ее придумал? Почему вопрос о геймификации образования очень актуальный и важный?

Человек лучше запоминает то, что вызывает эмоции. Если очень коротко, то геймификация – это когда скучное становится интересным.

Важно разграничивать понятия обучающей игры и занятий с применением геймификации.

Учебная игра – это обучение в рамках конкретной игры, с сюжетом и персонажами.

Геймифицированный урок – это когда вы изучаете теорию, решаете задачи, проходите уровни, получаете вознаграждения, соревнуетесь. Здесь применяются игровые методики ради повышения мотивации, чтобы вовлечь в процесс, помочь подать информацию правильно, облегчить восприятие.
Игра – это инструмент, а геймификация – это процесс, направленный на образовательные целевые действия.

Если копать глубоко, то игра с древних времен использовалась в педагогической практике. Термин геймификация впервые появился в начале 2000-х в среде программистов и изобретателей. К 2010-му начал приобретать популярность в образовательных курсах.

Сегодня геймификация – новый способ организации обучения, имеющий огромный педагогический потенциал. Дети учатся намного лучше, когда они мотивированы. Свойственные геймификации механики позволяют запустить в ребенке активность и раскрыть в нем потенциал.

Геймифицировать можно буквально любое обучение. Каждый урок можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк! Ученик занимается с интересом, если в урок добавлен игровой элемент. Он вовлечен и достигает отличных результатов.
4) Приведите, пожалуйста, успешные примеры использования игровых техник в школе CareMyBaby.

Из последнего – цирковая педагогика. Недавно мы прошли обучение у одного известно цирка и успешно вводим его методы в занятия. Например, с помощью фокусов изучаем математику. Очень интересно проходят опыты и эксперименты.

Еще мне очень нравится перевоплощаться во время уроков. У меня есть коробка со шляпками, усами, очками и прочей атрибутикой. Часто выручают куклы для детского театра и волшебные палочки. На каждом занятии мы окунаемся в новую тему, отправляемся в приключение, что-то ищем. Выполняем задания, собираем артефакты, кого-то спасаем или находим потерянную вещь.

С удовольствием ввожу музыкальные инструменты. Детям нравится, когда их приветствуют игрой на гитаре и песней, в которой звучат их имена. Ну и конечно, использую виртуальные презентации со сказочными героями, квестами, викторинами, интерактивными и компьютерными играми.
5) Как думаете, где интересней подавать игровые методы: в онлайн-школе или обычной школе?

Все дети разные, кому-то для освоения материала необходимо привычная домашняя обстановка, а кто-то любит работать в коллективе. Чтобы понять, какой способ лучше для вашего ребенка, нужно попробовать все варианты.
С точки зрения педагога, если вы работаете в обычной школе, то вам всегда необходимо иметь под рукой нужный реквизит, технику, инструменты. Мобильность ниже, чем в онлайн образовании. Однако плюс обычного обучения – тактильность, когда можно все потрогать, подержать в руках, получить в подарок наклейку или просто дать «пять»!

Если мы говорим про онлайн-образование, то здесь у педагога тоже должен быть полный арсенал: реквизит, хороший компьютер, камера, скоростной интернет. Но это всегда под рукой, стоит только нажать на кнопку и взять мышку в руки. У меня рядом с рабочим столом стоит огромная полка, где чего только нет! Иногда ребенок хочет поменять персонажа-помощника (куклу-перчатку), и это дело трёх секунд, ведь у меня на полке их 50!

Еще, конечно, надо разбираться в программах, уметь монтировать музыку или делать презентации. Надо дать ребенку возможность здесь и сейчас совершить виртуальное кругосветное путешествие!
6) Что требуется от педагога, чтобы не просто использовать отдельные приемы, а создать полноценную обучающую игру?

Сначала важно установить с ребенком доверительный контакт и задать настроение занятию. Нужны последовательность, умение ориентироваться, лавировать. После выполненных заданий надо устраивать небольшие переменки: физминутки, фокусы, танцы.

Педагогическая команда CareMyBaby создает и проводит уникальные игровые занятия, которых вы нигде не найдете. Над созданием каждого урока работает команда педагогов и дизайнеров. Создаются сюжет и иллюстрации. Монтируются звуки, песни и видео. После создания игры мы обучаем наших педагогов секретам работы и интересной подаче материала.
7) Есть ли какие-то дисциплины, которые не нуждаются в игре?

Игру можно внедрить в любой процесс и наоборот. Если же ребенок не хочет играть, а настроен серьезно учиться, почему бы и нет. Материал любой дисциплины можно подавать и без игр.

Но игра – не значит баловство. Игровые техники нужны, чтобы заинтересовать ребенка.

Можно предложить ученику решить примеры и просто сидеть в тишине, а потом проверять. А можно устроить соревнование на время и добавить звуки, где после каждого правильного ответа будут звучать фанфары. Многим детям нравятся суперигры с решением математических задач, где победителя ждет приз – виртуальный сундук, в котором спрятана песня, видеообзор или любой другой сюрприз.
8) Есть ли у образовательных игр возрастные рамки?

Я думаю, возрастные рамки развивающих и образовательных игр примерно от 0 до 99 лет :) Ведь обучающие игры проводят даже крупные бизнес-компании для своих сотрудников. Как говорится, вся наша жизнь – игра. Главное, чтобы темы, задания и условия игр соответствовали развитию, возрасту и интересам ребенка. Сундук, в котором спрятана песня, видеообзор или любой другой сюрприз.
9) Иногда можно услышать мнение, что включение игры в учебный процесс связано с ухудшением умственных способностей (памяти, внимания) детей, что они не способны усваивать монологи учителя и им нужны более примитивные формы подачи материала. Насколько это справедливо?

Наверное, так говорят люди, с которыми в детстве никто не играл. Наши дети умеют решать сложные головоломки, проходить лабиринты с математическими примерами и все это в процессе игры, где есть свои условия и задания. Некоторые взрослые даже не догадываются, насколько у них веселые, умные и талантливые дети. А игровые методы подачи материала помогают эти качества развивать, а также приобретать новые знания, навыки и опыт.
10) Другое мнение, что игры — это несерьезно. Они подходят только для детей, а реальность значительно отличается от игр. Что думаете?

Жизнь у каждого своя. Бесценная, многогранная и неповторимая. Каждый человек уникален, путь у каждого свой. Прекрасно, когда человек всю жизнь чему-то учится и развивается, играет и познает мир. А не просто проживает жизнь со всей своей суровостью и серьезностью.

Я бы хотела закончить цитатой советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Благодарим Ольгу Владимировну за развернутые и интересные ответы!
Команда CareMyBaby
15/08/2022
Понравилась статья?
Заниматься у нас еще интереснее:) Запишитесь на пробный урок. Это бесплатно.
Понравилась статья?
Заниматься у нас еще интереснее:) Запишитесь на пробный урок. Это бесплатно.
Больше статей для вас
Подпишитесь на самую полезную рассылку для мам
Спамить не будем:) В неделю максимум одно письмо.