полезное

Что такое подготовка к школе «по-научному»?

1 сентября к нам мчится! Родители первоклассников уже покупают школьную форму, запасаются канцелярией и повторяют с будущими школьниками по вечерам буквы и цифры. Многие беспокоятся: «А готов ли мой ребенок к школе? Что мне сделать, чтобы он быстро адаптировался и стал сильным учеником?».

Давайте обратимся к результатам исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Специалисты опросили воспитателей и родителей дошкольников и выяснили, что важно для безболезненного «перехода» на новую ступень образования.

Спойлер: адекватная поддержка близких и диалог родителей с педагогами.

Неорганизованный, жесткий переход к школьному обучению может свести на нет все прежние достижения первоклассника [Нисская, 2019]. Готовность ребенка – физиологическая, психологическая, педагогическая – не гарант благополучной адаптации. Необходима также готовность семьи и ее сотрудничество с детским садом и школой.

Рассмотрим индикаторы благополучного перехода в зарубежной практике

  • 1
    Все будет хорошо, если дети:
    • чувствуют себя в безопасности и испытывают поддержку;
    • ощущают свою принадлежность к классу и образовательной организации;
    • находятся в позитивных отношениях с педагогами и сверстниками;
    • воспринимают себя как хороших учеников и демонстрируют склонность к обучению.
  • 2
    Родители:
    • владеют информацией, связанной с особенностями переходного периода;
    • вовлечены в школьную жизнь, участвуют в мероприятиях, общаются с учителями;
    • отношения между родителями и школой построены на обоюдности, ответственности, отзывчивости и взаимоуважении.
  • 3
    Воспитатели и учителя:
    • имеют заранее продуманный план мероприятий по переходу.

Изучим индикаторы благополучного перехода в российской практике. Это:

1
Комплекс субъективных переживаний ребенка, его восприятия учебы и общественных поручений, поведения в классе, а также отношения к нему педагога и одноклассников [Венгер, 2007]
2
Наличие мотивации к обучению [Божович, 2008; Гордеева, 2013]
3
Эмоциональное благополучие и отсутствие чрезмерной тревоги по отношению к педагогам, сверстникам и ситуаций проверки [Прихожан, 2007]
4
Позитивное, содержательное восприятие ребенком норм и правил, принятых в классе и образовательной организации [Костяк, 2008; Нисская, 2013]

В целом, можно выделить 3 фактора благополучного перехода на школьную ступень:

1
Готовность к школе и образовательный уровень ребенка
2
Позиция семьи
3
Согласованность усилий семьи, детского сада и школы

Рассмотрим подробнее каждый пункт:

1) Готовность к школе

Термин «готовность к школе» становится все более дискуссионным. Современные исследователи акцентируют внимание не на достижении ребенком определенного уровня. Они указывают на обязанности дошкольных и школьных образовательных организаций создать условия для реализации потенциала воспитанника [Bennett, 2013].

Чем дольше ребенок посещает развивающие занятия, тем легче проходит адаптация.

«Готовность к школе» включает в себя:

— Умственное развитие — сформированность речи, мышления, восприятия, памяти, внимания и воображения [центральный компонент, по мнению Л. А. Венгера, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина];;
— Социальное развитие — характер взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— Мотивационно-личностное развитие — причина, по которой ребенок хочет учиться [Божович, 2008];
— Волевое развитие — умение управлять своим поведением, а также планировать, контролировать и корректировать свою деятельность [Венгер, 2007; Эльконин, 1989; Выготский, 1984; Галигузова, Смирнова, 1992].

К приоритетным направлениям подготовки к школе родители относят: развитие мышления, памяти, речи, готовность к овладению грамотой, формирование усидчивости и внимания. А вот социальное и психологическое развитие отходит на второй план. А зря.
2) Позиция семьи

Участие родителей в учебных делах детей положительно сказывается на успехах, самооценке и мотивации первоклассников. А также повышает заинтересованность педагогов и снижает уровень насилия в школе [Fan, Chen, 2001; Hill, Tyson, 2009].

Активность семьи в период перехода способствует эмоциональному благополучию первоклассников [Bérubé et al., 2018]. Участие родителей в раннем обучении ребенка поддерживает детей в ситуации адаптации [Антипкина, Любицкая, Нисская, 2018].
3) Согласованность усилий семьи, детского сада и школы

Взаимодействие родителей и педагогов предопределяет уровень развития учебных и коммуникативных навыков детей [Cook et al., 2017].

К сожалению, опросы выявляют различия между мероприятиями детских садов и мнением о них родителей. Например, последние хотели бы, чтобы педагоги уделяли меньше внимания рисованию, а счету и финансовой грамотности — больше.

Это свидетельствует не только о недостаточных усилиях педагогов, но и о целесообразности просвещения родителей. Не всегда мамы и папы в курсе, какие занятия проводятся, в каком объеме, на что они направлены и как вовлечены в них дети. Здесь нужен диалог. Здесь требуется сотрудничество.

Получается, не так важно, умеет ли ваш ребенок читать и писать, как то, насколько вы готовы помогать ему и учителю в 1 классе.

Команда CareMyBaby
24/08/2022
Интересная статья?
Заниматься у нас еще интереснее:) Запишитесь на пробный урок. Это бесплатно.
Интересная статья?
Заниматься у нас еще интереснее:) Запишитесь на пробный урок. Это бесплатно.

Больше статей для вас

    Подпишитесь на самую полезную рассылку для мам
    Спамить не будем:) В неделю максимум одно письмо.