полезное

Кубики Зайцева… Слышали?

О ней говорят и спорят уже более 30 лет. Одни доказывают ее эффективность, другие — считают вредной. В чем смысл методики Зайцева, чем она уникальна, и как по ней правильно проводить занятия.

Давайте разбираться

1) Пару слов об авторе методики

Николай Александрович Зайцев — педагог-новатор. Разработал пособия для самых маленьких по чтению, письму, математике и английскому языку. Придерживался принципу: лучше показать, чем долго рассказывать.

Система обучения чтению Зайцева хороша тем, что учитывает потребности ребенка дошкольного возраста — в движении, активности и самостоятельности. Здесь не надо сидеть смирно и смотреть в книгу. Здесь можно петь, приседать, топать, хлопать, смеяться!
2) Складовой принцип чтения

В основе методики Зайцева — складовой принцип. Детей учат читать не по слогам и не по буквам, а по складам!

Именно по складам малыш произносит первые слова в младенчестве: МА-МА, ПА-ПА. А значит, и читать по складам ему легче и естественней! При обучении чтению по складам не надо объяснять принцип слияния букв в слоги — одна из главных сложностей для ребенка.

Кубики разных размеров с разной «начинкой»

В методике делается акцент на зрительное восприятие и формирование звукового образа склада.

Склады написаны на 52 кубиках. Они отличаются по размеру и материалу, что внутри. Там, где надо широко открывать рот (МА, МО) — кубики большие. Там, где рот открывают уже (МЕ, МЯ) — поменьше. Там, где звуки звонкие — кубики с железками (звенят), где глухие — с деревяшками (гремят).
3) Читаем и сразу пишем!

Зайцев считает, что путь к чтению лежит через письмо. Поэтому с самого первого занятия дети много пишут с помощью кубиков или указки по специальной таблице.
4) Поем, а потом читаем

Выход в чтение через пение — неотъемлемый принцип методики! Склады поются, а не проговариваются. Поются по кубикам или по таблицам (слева направо).

Отслеживание песенок глазами помогает малышам запоминать склады, а также готовит к будущему чтению: глаза скользят по строчке слева направо. Можно подниматься на цыпочки, когда поются склады больших кубиков, и приседать, когда маленьких.
5) Как происходит обучение

Поначалу дети просто играют с кубиками. Потом родители вместе с детьми пропевают склады, составляют из кубиков слова, смешивают кубики и просят ребенка повторить. Позже ребенок сам составляет первые слова. Особенно детям нравится, как круто выглядят их имя и фамилия! Родители могут загадывать загадки, а ответ выставлять кубиками — ребенок будет пытаться его прочесть.

Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
6) Что нужно купить для обучения чтению по методике Зайцева?

Самое важное — набор «Кубики Зайцева», который включает в себя таблицы, кубики, аудиодиск и методичку. Очень хорошо дополняет кубики музыкальное пособие «Читай и пой» — русские народные и авторские песенки Г. Струве, которые можно петь с листа. Слова песен набраны крупным шрифтом по складам.
7) А почему ругают тогда?

Недостатки становятся заметны, когда ребенок идет в школу. Первоклассникам трудно осваивать азы фонетики в школе, выделять слоги, делать морфемный разбор слов (искать приставки, корни, суффиксы и окончания). Например, ребенок привык читать: С-НЕГ, поэтому ошибочно выделяет приставку С-, корень НЕГ-.

Помните: главное в методике Зайцева (как и в других методиках) — готовность и желание малыша научиться читать. Ребенок должен получать удовольствие от процесса! Иначе — все напрасно.
Команда CareMyBaby
12/05/2022
Больше статей для вас